Развитие ребенка: особенности, общение, детские развивающие игрушки

Развитие ребенка: особенности, общение, детские развивающие игрушкиПоложение об общественном характере деятельности относительно к первым семи годам жизни ребенка следует рассматривать, используя понятие «общение». С одной стороны, общение — это самостоятельный вид деятельности, которая может принять статус ведущей в отдельные возрастные периоды (на первом году жизни, у подростков, в преклонном возрасте). С другой — общение (сначала с близкими взрослыми, дальше с ровесниками, потом все с более широким кругом людей) составляет неотъемлемую часть любой деятельности человека.

Итак, человек рождается и живет в мире людей, в мире человеческих взаимоотношений. В предметах, его окружающих, в отношениях людей закреплен, зафиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и представляет собой процесс овладения этим опытом. Под постоянным руководством взрослых, то есть в условиях обучения.

В дошкольных учреждениях педагог специально организует обучение детей, систематически, планомерно и целенаправленно развивая их познавательные способности, формируя у них систему элементарных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Для того чтобы обучение было эффективным и способствовало умственному воспитанию ребенка, оно должно быть развивающим, в этом, несомненно, помогают игрушки детские развивающие.

Суть идеи развивающего обучения, сформулированной Л. С. Выготским, заключается в том, что обучение не должно ориентироваться на достигнутый уровень умственного развития, а опережать его, забегая немного вперед, чтобы учащемуся приходилось прилагать усилия для овладения новым материалом. В связи с этим выделяют уровни умственного развития: первый — наличный уровень, он определяется тем, какие задачи ребенок может выполнять самостоятельно; второй — «зона ближайшего развития», ее определяют те задачи, которые ребенок может выполнить с помощью взрослых. В дошкольных учреждениях на основании принципа развивающего обучения детям даются задания на достаточно высоком уровне трудности, чтобы их выполнение требовало активной мыслительной деятельности.

Без обучения нет умственного развития. Обучается ребенок с первых дней своей жизни. Но без участия и помощи взрослых он не мог бы усвоить ни одного элементарного действия с предметами. Ребенок, оставленный наедине с окружающими предметами, не смог бы раскрыть для себя их назначение. Чем меньше ребенок, тем больше ему нужны помощь, показ, руководство.